«Для меня загадка, как появляются мои картины. Это мистический процесс - сначала идея, иллюзорно хрупкая, потом она преобразуется в образ в голове, потом в хаотичный карандашный набросок, потом в руки беру кисти и масло, и идея из иллюзии становится материальной», - так говорит о процессе создания своих работ петербургская художница Паола Диаз Сильва.
Паола родилась и получила художественное образование в Ставрополе, позже переехала в Петербург, поэтому можно сказать, что ее стиль и творческое мировоззрение сформировались в этом городе, имеющем славу мистического, который, как говорил Достоевский, настолько иллюзорен, что, кажется, «поднимется с туманом и исчезнет, как дым», город с мощной концентрацией энергетики. Его мистицизм, загадочность, иллюзорность, безусловно, оказывают влияние на личность и творчество художницы.
«Мне близок сюрреализм, - рассказывает о своем стиле Паола. - Ведь это мир идей, иллюзий и образов, пытающийся существовать в физическом мире. Это стиль, где действительность переплетается с мистикой, где вместе сон и явь".
Сюрреальность – совмещение реальности и сна, или выход в реальность подсознательного, это преломление реальности, видимого мира через призму внутреннего мира художника, это тот творческий метод, когда максимально полно достигается синтез микро- и макрокосма… Сюрреализм в живописи исследует подсознание и, соответственно, утверждает, что понять реальность можно именно через подсознание, а не через логическое восприятие действительности. Это полностью соответствует творческому методу Паолы Диаз Сильва, продолжающей традиции таких основоположников и ярких представителей сюрреализма, как Сальвадор Дали, Хуан Миро и Макс Эрнст.
Петербургский период творческой эволюции художницы можно разделить на несколько этапов, каждый из которых характеризуется своим особым настроением, доминирующей идеей и соответствующим этой идее циклом работ.
«Одиночество города».
Работы этого периода создавались под впечатлением переезда в мегаполис, где всё чужое и все – чужие. Вот как сама Паола рассказывает об этом: «Одиночество города - животрепещущая тема как мегаполисов, так и маленьких городов. Находясь среди огромного количества себе подобных, многие люди все же остаются одинокими. Моя собственная жизнь нескольких последних лет являлась тому примером… Холод одиночества, несбывшиеся мечты, все это прорвалось на холсты. В этой серии работ нет ни капли лжи, художник полностью "обнажен" перед зрителем. И я уверена, есть немало людей, глубина души которых способна понять подобные переживания".
На полотнах этого периода – всевозможные изображения урбанистического пейзажа, как отдельных зданий, многие из которых имеют изломанные линии и словно нависают над человеком, так и конгломерата обезличенных высоток; среди них, над ними – изображение женского лица, зачастую имеющего характер автопортрета, или женского силуэта, переплетенного с линиями зданий, составляющего с ними одно целое. В картинах этой серии есть элементы экспрессионизма, когда доминируют мрачные, агрессивные тона – черный, багрово-красный, и по контрасту с ними – серый, как бы символизирующий серость повседневной жизни.
«Человек и дерево».
Следующий по хронологии этап – «Человек и дерево» или «Человек-дерево». Тема стара, как мир: ее начало восходит к временам дохристианским, когда люди жили в гармонии с природой, а особенно – с деревьями, в которых видели символику цикличности жизни. Подобно дереву зимой, когда оно сковано холодом, потеряло листву, и от некогда цветущего растения остается только голый остов, так и душа человека может замереть, остановиться в своем развитии, застыть в бесчувствии или тяжком унынии, потерять все то, что радовало ее, скинуть все лишнее и обнажиться… И кажется, что это – навсегда. Но проходит время, наступает весна, и дерево оживает, оттаивает, пробуждается к новой жизни. Смотришь – а оно расцвело, вновь украшено листвой и цветами. Оно радо обнять своими ветвями птиц, подарить тень листвы и аромат цветов людям, оно – изобильно, оно щедро дарит себя и радуется жизни. Также и душа человека: заснувшая – просыпается, застывшая – оттаивает, умершая – возрождается, вновь учится радоваться и щедро делится обретенным счастьем…
Такой философский подтекст содержится в серии работ художницы Паолы Диаз Сильва из серии «Человек и дерево». И здесь в ее творчестве уже явно прослеживается символизм. Люди-деревья, синтез человека и дерева – как символ возрожденной души, гармонии человека и природы. Паола через художественный образ доносит мысль: все временно, преходяще и циклично, за зимой обязательно наступает весна, за бедой следует радость – и эта цикличность неотвратима, как смена времен года. Автор как бы говорит: «Приостанови свой жизненный бег, прислушайся к природе, к вселенной, углубись в себя, ведь ты – микрокосмос, познай свою душу – какие таинственные явления происходят в ней? Что рождается в твоей душе в этот момент?»
В палитре этого периода преобладают нежные тона, характерные для начала весны – все оттенки зеленого, розовые, лиловые, сиреневые, золотистые. Выражения лиц людей – сосредоточенные, персонажи на картинах углублены в себя, словно наблюдая за процессами, происходящими в их внутреннем мире.
«Индейцы».
Сквозная тема, проходящая через все периоды творчества Паолы, это тема коренных жителей Америки – индейцев. Тема эта близка художнице, так как среди ее предков – индейцы Южной Америки. Кроме того, индейцы для Паолы – это древний народ, носитель тайн, недоступных искаженному цивилизацией восприятию европейца, народ, существовавший в гармонии с природой. Художница отображает мудрость, созерцательность, самоуглубленность в лицах индейцев, их своеобразную мужественную и загадочную красоту. В некоторых работах – символические сочетания различных животных, птиц – и силуэтов индейцев, «детей природы».
«Ангелы».
Есть мнение, что человек приближается к Богу через молитву, любовь и творчество. Тема Бога, как и тема любви, ведь Бог есть Любовь, близка художнице Паоле Диаз Сильва. В ее работах видимый мир очень тесно переплетается с невидимым, реальное и нереальное перетекают одно в другое. Серия работ, посвященных ангелам, это еще одна возможность воплотить на холсте невидимый, потусторонний мир, который воплощается для автора в образе ангела. Для петербургского художника это естественно, ведь Петербург – «город, в котором живут ангелы», а потому нет ничего удивительного, что Паолу увлекли эти мистические потусторонние образы с завораживающей красотой, мимо которой пройти невозможно...
Творчество Паолы Диаз Сильва не ограничивается этими периодами и циклами. Оно многогранно и отражает поток мыслей и множество оттенков душевного и духовного настроя художницы. Но все их объединяет то, что в каждой работе содержится образно выраженная идея, философский смысл, символическое послание миру. Почти каждую картину можно домысливать, так как она будит воображение, каждая картина Паолы – это уникальная история, роман на холсте.